"Danzarin"

International Dance Salon

facebook  Одноклассники  В контакте  livejournal

Паритетность в танце и в жизни

Школа танцев Соломона Шкляра

shkola_shclyara



Популярная в советские времена песня-анекдот донесла до нас неповторимую атмосферу танцулек, которыми наслаждались продвинутые наши земляки еще сто лет назад.


Наши предки всегда были к танцам неравнодушны. Но языческие танцы у костра не считались чем-то диковинным, поскольку история еще раньше знала о пиррических (военных) танцах, служивших обязательной частью представлений греческого античного театра, религиозных празднествах в Ассирии и Египте, танцах в честь Аполлона, Вакха и других богов.

 

Пышные балы в Царском (Мариинском) дворце, залах бывшего купеческого собрания и Института благородных девиц в Киеве, как и нынешние, венские балы в оперном театре столицы Украины, тоже вряд ли затмевали и затмевают подобные действа в других столицах мира. А вот школа танцев Соломона Шкляра, где избавляли от природной неуклюжести и обучали азам пластики, оказались единственной в своем роде.

Одесситы даже тщились доказать, что эта школа существовала не в Киеве, а в их городе. Но архивы опровергали эти попытки приписать сугубо киевскому явлению одесский адрес.

Герой с ножницами

Парикмахер Соломон Исаакович Шкляр жил на Большой Васильковской, 10, в доме, принадлежавшем Генриху Генриховичу Пфалеру, а стриг и брил на Бибиковском бульваре, 5. Наводя лоск на кавалеров с помощью ножниц и расчески, а также одеколона, который он закупал у своего приятеля Фридриха Пульса на Подоле. Зоркий Соломон обратил внимание, во-первых, на угловатые манеры киевлян среднего сословия, а во-вторых, на то, что у многих из тех, кому уже по возрасту было неловко слоняться по тому же Бибиковскому, просто негде познакомиться с барышней для серьезных взаимоотношений.

И Шкляр открыл школу танцев по тому же адресу, что и жил, на Большой Васильковской, 10!

В Киеве к началу XX века существовало еще шесть подобных заведений. Некто Бутовецкий держал школу танцев на Александровской, 32, Ф. Гросслер — на Нестеровской, 38, Я. Лапицкий — на Пушкинской, 11, родственник богатого домовладельца Лепчевского — Семен — зазывал желающих на Прорезную, 20, украинские народные танцы пропагандировал Лобойко на Театральной, 4. Самой экстравагантной из старожилов-преподавателей считалась мадам Абрамович-Дембская Ф.Ф., свившая свое гнездышко на Малой Владимирской, 74. Она содержала буфет и любила пофлиртовать со своими учениками.

Однако школа Соломона Шкляра почти сразу захватила пальму первенства в нашем городе. И не только потому, что плата в ней, как гласило объявление, была умеренной, а срок обучения — коротким. Шкляр принимал желающих практически любого возраста. Сам танцевать не умел. Все показывал на пальцах и с помощью своих ассистентов, а главное, перемежал объяснения беспрерывными шуточками и комментариями, из которых впоследствии и возник текст знаменитой песенки.

Рецепт успеха

Желающих попасть в школу к Соломону Шкляру было столько, что, по воспоминаниям бабушки моего приятеля Шусика Бондарева — Софьи, приходилось ждать очереди, хотя гарцевали у Шкляра шесть раз в неделю, кроме субботы.

Абрамович-Дембская пыталась раскусить рецепт успеха конкурента, она даже посылала учиться к нему собственную дочь — не помогло... О Соломоне слагали легенды. Как уверял герой рассказа Аркадия Аверченко «Золотые часы» Мендель Канторович, выучку у Шкляра прошли семь девочек и четыре мальчика из семьи Канторовичей. Никто не умер, никто не стал Айседорой Дункан, но все вышли в люди. Это была не просто школа танцев, а школа жизни. Там знакомились. И если все нравилось, засылали сватов (у евреев — шадхена), но только с благословения самого Соломона, крылатым выражением которого в памяти киевлян осталось: «Оттолкнуться от печки».

Уже во время Первой мировой войны его бывшие ученики, обосновавшиеся в Америке, собрали деньги на пароход и уговорили Шкляра (которого многие последующие поколения киевлян называли и Фляром, и Пляром, и Скляром) податься за океан. Ходили слухи, что там он стал знаменитым балетмейстером, но доподлинно известно, что на корабль он ступил с одесского причала. Это, очевидно, и подвигло одесситов представить Соломона в некоторых байках своим земляком.

Именно на тот период, когда Шкляр объявился в США, там начался танцевальный бум среди белого населения. Совпадение это или результат сумасшедшей харизмы бывшего парикмахера из Киева, история умалчивает. Любопытно другое: спустя почти сто лет волна повального увлечения классическими танцами и другими зажигательными латиноамериканскими эскападами вернулась к нам из-за океана.

 В тридцатые—пятидесятые модные танцы считались у нас буржуазным пережитком, стиляг преследовали. А вот бальные танцы мирно сосуществовали с социалистической системой. В послевоенных киевских школах отставные балерины учили младшеклассников танцевать вальс с... табуреткой. Ведь в сороковые до смерти Сталина в школах мальчиков и девочек разделили... Родители покупали нам балетки (чешки), и после основных уроков мы по часу дважды в недели старательно скользили по паркету низенького актового зала, преследуемые тактом: раз-два-три, раз-два-три... Топотушки на самых популярных в нашем городе в середине века танцплощадках «Жаба» и «Кукушка» (обе располагались на склонах Днепра) вряд ли можно было назвать балами. Там просто резвились, знакомились и зажимались под музыку. Даже сегодняшние участники «Танцев со звездами» (шоу, лицензию на которое Европа купила у Америки, где мода на него уже схлынула, Россия с Украиной — у Европы) не все знают, что в классическом вальсе вообще нельзя прикасаться к телу партнерши. Партнеру разрешалось подставить ладонь для ее ладони, а внешней частью большого пальца другой руки чуть придерживать партнершу за спину только в том месте, где у нее находилась застежка лифа... Следовало помнить главное правило Соломона Шкляра: там, где брошка, там пирод! 

(Георгий Кузьмин, "Киевские ведомости" №187, рубрика "Киевляне")


КОГДА КИЕВ УЧИЛСЯ ТАНЦЕВАТЬ

shkola_shclyara



Сто лет назад, как и в наши дни, киевляне с нетерпением ожидали окончания рабочей недели, чтобы, наконец, отвлечься от ежедневной рутины, расслабиться и отдохнуть. Традиционными видами воскресного времяпровождения жителей дореволюционного Киева были поездки на дачу, купание в Днепре, походы в театр или синематограф, прогулки по городским паркам и бульварам и, конечно же, танцы.


Танцевали киевляне охотно и много, используя каждую представившуюся возможность, или самостоятельно организовывая танцевальные вечеринки.
До середины последней четверти девятнадцатого века возможность вволю потанцевать на балу, маскараде или танцевальном вечере являлась чуть ли не исключительной прерогативой правящей элиты – дворян и обслуживающей ее тонкой прослойки богатейших купцов и промышленников. Простому же люду милостиво предоставлялась возможность поплясать на ярмарках и народных гуляньях, приуроченных к государственным и православным церковным праздникам.

Ситуация в корне изменилось после перехода империи «на рельсы капиталистического развития». Вместе с новыми корпусами заводов, фабрик и мануфактур рос и средний класс. В стране становилось все больше людей, получивших хорошее образование, имеющих более высокие духовные и материальные потребности, чем у низов, но значительно меньшие возможности, чем у представителей верхов...

...Самым же популярным в Киеве учителем танцев в начале прошлого века был Соломон Исаакович Шкляр, чье имя на слуху даже сейчас. Долгие годы основным источником доходов будущего маэстро было его творчество в роли мужского парикмахера. Клиенты любили мастера не только за качественно постриженные и модно уложенные стрижки, но и за его порой скабрезные, но всегда остроумные шутки. После получаса, проведенного в кресле Соломона Исааковича, заряд хорошего настроения и оптимизма сохранялся еще, как минимум, неделю.

Шкляр, будучи человеком творческим, приводя в порядок шевелюры своих посетителей, невольно замечал, что кроме порядка на голове, неплохо было бы поработать и с осанкой – расправить плечи, поднять подбородок, убрать сутулость, выровнять подбородок. А в задушевных разговорах, ведущихся под щелканье ножниц и скрип бритвенного лезвия, выяснил, что очень многие его клиенты, несмотря на добрый нрав, отсутствие вредных привычек и стабильные доходы - продолжают оставаться холостяками. А все потому, что мужчины просто не знали, где и как можно познакомиться с особами прекрасного пола, подходящими для того чтобы связаться с ними узами Гименея.

В какой-то момент Шкляр отложил в сторону ножницы и расческу, и принял соломоново решение – открыть школу танцев. Не имея специального образования, но обладая врожденным вкусом и прирожденным чутьем, Соломон Исаакович создал лучшее в городе заведение. Он не пытался вбить в головы своих подопечных хореографию, а помогал им узнать и полюбить свое тело, научиться свободно и непринужденно двигаться, и расстаться с комплексами и внутренними «зажимами». И только тогда к обучению подключались помощники мастера, обучая его учеников танцевальным движениям.

Уроки Соломона, сопровождаемыми неизменными шутками и анекдотами, большинство его выпускников пронесли через всю свою жизнь, многие благодаря его стараниям смогли найти свою вторую половину...
(Алексей Смолин, Полный текст в Большой Киев)

ШКОЛА БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ

Это школа Соломона Шкляра,
Школа бальных танцев, Вам говорят.
Две шаги налево, Две шаги направо,
Шаг впирод и две назад.

Кавалеры Приглашают дамов,
Там, где брошка — Там пирод.
Две шаги налево, Две шаги направо,
Шаг назад, Наоборот.

Дамы приглашают кавалеров.
Там, где галстук, Там пирод.
Две шаги направо, Две шаги налево,
Шаг назад и шаг впирод.

Тетя Сарра, Не крутите задом,
Это ж не пропеллер, А вы не самолет.
Две шаги налево, Две шаги направо,
Шаг назад и шаг впирод.

Дамы, не шморкайтесь в занавески!
Это ж неприлично, вам говорят.
Это неприлично, не гигиенично
И не симпатично, вам говорят.

Эй вы люди, помогите Боре,
Помогите Боре, вам говорят.
Он наделал лужу Прямо в коридоре
Шаг впирод и две назад.

Адик Рабинович! Я имею выйти.
Я имею вийти, вам говорят.
Адик Рабинович, Вы мне замените...
Шаг впирод и две назад.
 

новый набор

Танцуем Светский стандарт!

Возобновляем группы Светского Стандарта! В пятницу...

More detail
АВСDance - кратко, но ёмко о существующих стилях парных танцев

Приходите сами и приводите друзей оценить Роскошь...

More detail
Курс "Венский бал"

Начало занятий - 12 сентября 2018г. в 20.30.Вторая часть ...

More detail
Курс «Танго Гарделя» I ступень

Начало занятий - 3 октября 2018г. в 20.30.  I ступень поп...

More detail
Курс «Forever tango» II ступень

Начало занятий - 13 сентября 2018г. в 21.30.  II ступень нового...

More detail

Индивидуальные тренинги

Танго-диагностика ваших отношений

Диагностика это не только вскрытие проблемы, но и ...

More detail
Tanz für 6 Privatunterricht

Die wichtigste Zeit Ihres Tages - Ihre Freizeit! Einzelunterricht und Training der «Par...

More detail

корпоративные тренинги

«Для танго нужны двое»

Импровизационный танец как метафора жизненных вз...

More detail

мастер-классы лекции

Он и Она. В поиске взаимопонимания и доверия

В воскресенье 30.11.14 в 16.00 на международной научной к...

More detail
Как чувствовать и понимать партнера без слов

В четверг 19.05.16 в 20.00 в неКафе Беседницца. Как чувствовать...

More detail
Он и она. В поиске...

В субботу 21.09.15 в 17.00 в неКафе Беседницца. Он и Она. В ...

More detail

Выездные семинары

Выездные семинары

Москва, Тамбов, Варшава. В сезоне 2017-2018...

More detail

Летние лагеря

Летние лагеря

Организация досуговых мероприятий...

More detail

танцевальные туры

В серии
«Путешествия в мир танца»:

«Венецианский карнавал» 
Италия, Венеция,
31 января - 17 февраля 2015

«Танго Гарделя» 
Аргентина  Буэнос Айрес,
14-28 августа 2014

«Венский бал»
Австрия  Вена,
13-19 февраля 2014

«Кубинская сальса»
Куба  Гавана,
апрель 2014

«Танго Парижа»
Франция  Париж,
лето 2014

«Свинг Нью Йорка»
США  Нью-Йорк,
лето 2014

стоит увидеть

- Международный винный бал
НСК "Олимпийский" 16/11/2013

- Спектакль "SALIDA CRUZADA - 8 шагов танго",
Театр на Печерске, г.Киев

- Программа «Танго гала»
с участием Примы русского балета Ульяны Лопаткиной.
Сцена Национальной оперы Украины.

- Гала-концерт
"Мировые звезды Аргентинского танго"
"Дом офицеров" 17/10/2013

 

Private lessons

Частные уроки танцев в Киеве на иврите - שיעורים פרטיים בריקוד בקייב בשפה העברית בקייב
שיעורים פרטיים בריקוד
בשפה העברית בקייב
Private Dance Lessons on English & Hebrew in Kiev
Частные уроки танцев в Киеве на английском и иврите

Contact Us

Address: Украина, Киев, ул. Андреевская
st. Andreevskaya, Kiev, Ukraine
קייב, אוקראינה
Tel: +(380) 96 9500095
Viber / WhatsApp (24/7): +380969500095
Email:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Website: www.danzarin.kiev.ua
                    www.smotritsky.com
                    www.adance.info